В 2024-2025 годах рынок обязательного автострахования гражданско-правовой ответственности (ОСАГО) в Украине стремительно менялся. Главными причинами стали полномасштабная война, изменения в законодательстве и технологическая трансформация рынка.
Что именно изменилось и как это влияет на нас с вами, обсудили target="_blank">в нашем подкасте с Павлом Царуком, CEO Tas Group.
Автострахование от Tas Group в цифрах
Прежде всего мы узнали наиболее впечатляющие результаты работы Tas Group за первое полугодие 2025 года:
- их автогражданку имеют более 1 млн украинских водителей (почти каждый 6-й);
- они выдают примерно каждый 4-й полис Зеленой карты;
- Tas Group выплачивает более 5 млн грн ежедневно по полисам клиентов.
Кроме того, сейчас Tas Group занимает первое место на рынке автострахования в Украине.
Выросли лимиты выплат по ОСАГО
С 1 января 2025 года со вступлением в силу нового Закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» увеличились страховые лимиты по ОСАГО:
- на ремонт автомобиля — со 160 000 до 250 000 грн;
- на лечение пострадавших — с 320 000 до 500 000 грн.
Также в новых полисах убрали коэффициент износа. Теперь это не влияет на размер компенсации и позволяет в пределах страхового лимита восстановить автомобиль до прежнего состояния.
Напоминаем, что ранее владельцам старых авто уменьшали размер выплат пропорционально тому, насколько изношенным оценивалось их транспортное средство.
Возросла надежность механизма выплат по полисам ОСАГО
Теперь в случае ДТП не нужно думать, есть у виновника деньги или нет, какая у него страховая компания, есть ли у него полис. Все стало работать надежнее благодаря централизованной базе данных МТСБУ.
МТСБУ — это Моторное (транспортное) страховое бюро Украины, объединяющее все существующие на рынке страховые компании, работающие с полисами ОСАГО. Главные функции этого института заключаются в гарантировании соблюдения норм закона и выплат пострадавшим. Даже в случае, если конкретная страховая исчезла с рынка.
Точно так же — если у виновника ДТП вообще не было никакого полиса автогражданки. Тогда МТСБУ возместит ущерб из специального фонда, а затем обратится к нарушителю с обратным требованием (так называемым регрессом).
Расширили границы применения Европротокола ДТП
В этом году были введены изменения в так называемый Европротокол — отменили лимит убытков. Это формат оформления ДТП, при котором не нужно вызывать полицию.
То есть, участники ДТП самостоятельно фиксируют все обстоятельства, рисуют схему, подписывают все это — и могут покинуть место аварии, чтобы не мешать другим. Конечно, у Европротокола есть свои границы применения. Оформить его можно только в том случае, если:
- есть согласие по обстоятельствам ДТП и тому, кто именно виноват;
- ни один из участников не пребывал в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического);
- никто не получил телесных повреждений и не погиб;
- участников — только двое;
- не пострадала коммунальная собственность (столбы, отбойники, остановки общественного транспорта и т.п.);
- оба участника имеют полисы автогражданки.
Если хоть одно из этих условий не выполняется, придется вызвать патрульную полицию. В этом случае виновник может получить штраф и лишиться водительского удостоверения до рассмотрения дела в суде. А его авто — могут забрать на штрафплощадку.
Возрос спрос на добровольное автострахование
Кроме автогражданки вырос спрос и на полисы добровольного автострахования. В условиях войны самый популярный запрос — КАСКО с покрытием военных рисков. Люди хотят иметь уверенность, что им компенсируют хотя бы что-нибудь, если авто пострадает или будет уничтожено при обстреле ракетами либо «Шахедами». Традиционно страховые компании никогда не покрывали такие риски, но с 2022 года наш рынок вынужден был адаптироваться.
Также пользуется спросом добровольная гражданская ответственность — расширение лимита (дополнительно от 50 000 до 1 000 000 грн), гарантирующее, что вам не придется доплачивать за ремонт дорогого авто. А также — так называемая Полная автозащита (сочетание автогражданки и защиты вашего авто).
Появилось прямое урегулирование
По новым полисам автогражданки, пострадавший может обращаться за выплатами в свою страховую компанию (вместо страховой виновника ДТП). На практике это значительно ускоряет процесс согласования и осуществления выплат. Кроме того, своему клиенту даже чисто психологически более приятно платить, чем чужому.
Далее страховая компания просто обращается к виновнику (или его страховой), чтобы компенсировать эти расходы. В результате решение вопроса с выплатами может занимать всего несколько дней (а не несколько недель или даже месяцев, как иногда бывало раньше). Особенно — в простых случаях, когда нет необходимости в оценке нанесенного ущерба (например, если авто получило только царапины).
Чего ждать дальше рынка автострахования
В планах — дальнейшее повышение лимитов выплат. Также запланирована возможность проверки на наличие полиса с помощью камер автоматической фиксации нарушений. То есть так же, как сейчас происходит контроль скоростного режима на дорогах.
В 2025 году автогражданка больше не является простой формальностью во избежание штрафа. Она превратилась в полноценный инструмент финансовой защиты, и выбирать ее нужно так же тщательно, как выбираешь обувь на зиму. А еще лучше — иметь и ОСАГО, и КАСКО. Потому что безопасность — это не роскошь, а необходимость.