Вот и наступил долгожданный день, когда Вы отправитесь в путешествие. Утомительное ожидание в зале аэропорта скрашивается волнительным предвкушением от предстоящей поездки. И вдруг на табло загорается надпись «Рейс отменен». Паника, слезы, разочарование… Стоп! Ситуация, конечно, не из приятных, однако не безвыходная.
Авиабилет – это договор с авиаперевозчиком, согласно которого он должен доставить Вас в пункт прибытия, предоставив все заявленные услуги в полном объеме. При задержке или отмене рейса Вы имеете право на материальную компенсацию.
Каков регламент получения компенсации?
Существует несколько основных документов, регламентирующих возмещение ущерба за сорванные планы:
- Воздушный кодекс Украины, статья 13;
- Приказ Мининфраструктуры Украины №375 от 30 ноября 2012 года, раздел 16;
- Директива ЕС 261/2004.
О последнем документе поговорим подробнее. Директива ЕС 261/2004 защищает права пассажиров авиакомпаний и действует при таких условиях:
- Маршрут в пределах ЕС вне зависимости от страны-перевозчика (рейс Ryanair из Кракова в Барселону).
- Рейс из ЕС в страну за пределами Шенгенской зоны вне зависимости от страны-перевозчика (МАУ из Франкфурта в Киев).
- Рейс из страны, не входящей в состав ЕС, в страну ЕС – директива распространяется только на авиакомпанию из ЕС (Lufthansa из Киева в Берлин, рейс МАУ в подобном случае не попадает под директиву).
Например, Вы летите из Киева в Мадрид с пересадкой в Варшаве компанией Wizz Air. Из столицы Украины в столицу Польши рейс задержали всего на 30 минут. Да, это не является достаточным основанием для требования компенсации. Но предположим, что из-за небольшой задержки Вы опоздали на стыковочный рейс, и прилетели в Мадрид на 4 часа позже предполагаемого времени. В таком случае для расчета компенсации будет учитываться именно задержка прибытия в конечный пункт маршрута.
Когда можно получить компенсацию?
Директива ЕС 261/2004 предусматривает ответственность авиакомпании перед пассажиром, если рейс не состоялся по вине перевозчика. Любые форс-мажоры считаются внешними обстоятельствами и не попадают в зону ответственности авиакомпании.
Вина перевозчика | Форс-мажор |
Техническая неисправность самолета и невозможность его отремонтировать к времени вылета | Шторм, снежная буря, торнадо, другие неблагоприятные погодные условия |
Компания не смогла урегулировать нестыковки в расписании | В стране прибытия или вылета произошел государственный переворот, вследствие чего аэропорты закрылись |
Самолет не заправлен и потребуется длительное время на эту операцию | Начались активные военные действия на территории одной из стран маршрута |
Из-за овербукинга (продажи большего количества билетов, нежели мест в самолете) часть пассажиров не смогла попасть на борт |
Внимание! С марта 2021 года забастовки сотрудников авиакомпаний больше не рассматриваются как форс-мажор.
Официальный запрос на компенсацию – дело хлопотное. Убедитесь, что Вам действительно положена выплата:
- полет отменили не более 3-х лет назад;
- Вы узнали об этом менее чем за 2 недели до вылета;
- ситуация сложилась по вине компании, а не из-за форс-мажора.
Авиаперевозчик имеет право не платить компенсацию, если:
- пассажир был предупрежден минимум за 2 недели;
- Вас уведомили в срок от 7 до 14 дней до вылета, однако предложили другой рейс, с прибытием не позже, чем через 4 часа от первоначального графика;
- уведомление пришло на почту менее чем за неделю, но альтернативный маршрут предусматривает прилет не позже, чем через 2 часа от первоначального графика;
- пассажир опоздал на регистрацию;
- пассажир отказался пройти проверку на безопасность;
- посадочные документы были оформлены неверно.
Суммы компенсаций пассажирам за задержку или отмену рейса
Задержка | Расстояние | Сумма |
3 часа | ≥ 1500 км | 250 € |
3 часа | 1500-3500 км | 400 € |
3 часа | ≤1500 км в пределах ЕС | 400 € |
3-4 часа | ≤3500 км в ЕС – за пределами ЕС | 300 € |
4 часа | ≤3500 км в ЕС – за пределами ЕС | 600 € |
Важно! Чтобы получить компенсацию, заполните претензию по шаблону, размещенному на сайте авиакомпании. Приложите следующие файлы: фото загранпаспорта, копию посадочного талона, копию подтверждения брони, письмо компании об отмене рейса, фото табло с надписью о задержке или отмене.