Несмотря на все ожидания, к нам пришло лето! А это значит, что пора планировать отдых в Карпатах! Тем более, если ехать на собственном авто, уже сама дорога мимо живописных пейзажей станет источником незабываемых впечатлений. Главное — учесть несколько советов, чтобы эти впечатления точно были только приятными.
В первую очередь, давайте определимся, на чем именно вы планируете ехать на отдых. В зависимости от того, бензиновый ли у вас двигатель (с ГБО?) или дизель, электромобиль или гибрид, стоит знать о преимуществах и недостатках путешествия в горы собственным транспортом. От этого может зависеть не только стоимость поездки, но и наличие или отсутствие дополнительных сложностей.
Чтобы сэкономить ваше время, мы в Polis.ua подготовили расчеты и несколько практических советов, которые стоит прочесть при планировании отпуска.
О деньгах — чем ехать дешевле
Сначала давайте сравним, во сколько вам обойдется дорога в Карпаты и обратно. Для расчетов используем расстояние от Киева до Мукачево — 725-785 км, в зависимости от конкретного маршрута.
Бензин
Возьмем для примера средний бензиновый двигатель с условным расходом топлива 8-10 л на 100 км пути. То есть ориентироваться надо где-то на 58-78,5 л в одну сторону и 116-157 л в целом.
Сейчас средняя цена на А-95 — 54,54 грн/л. Готовьтесь заплатить от 436 до 545 грн на 100 км пути (без учета стоимости французских хот-догов и кофе). Итого будет от 6300 до 8600 гривен на топливо.
Достоинства: вообще не будет проблем с поиском заправки.
Недостатки: пожалуй, самый дорогой вариант в 2025 году.
Газ
Использование ГБО позволяет немного сократить расходы на дорогу. Обычно расход газа примерно на 15% превышает потребление бензина тем же двигателем. Потому будем ориентироваться на 9-12 л/100 км. Это 65,25-94,2 л в одну сторону (124,5-188,4 л всего).
Сегодня газ в Украине стоит в среднем 34,66 грн/литр. За 100 км придется заплатить от 312 до 416 грн. Следовательно, планируйте потратить от 4315 до 6530 гривен на дорогу туда и обратно.
Преимущества: заметно дешевле бензина, который при этом остается резервным вариантом.
Недостатки: очевидно, требует наличия ГБО-оборудования, установка которого тоже стоит немало; и расход горючего больше.
Дизель
Теперь рассмотрим еще один распространенный традиционный вариант — дизельный двигатель с условным расходом топлива на уровне 6-8 л на 100 км. Это 43-62,8 л в одну сторону и 86-125,6 литров в целом.
Литр дизтоплива сегодня в среднем стоит 52,5 грн. Следовательно, это будет 315–420 грн на 100 км. Тогда общий бюджет на заправку составит от 4515 до 6594 грн.
Преимущества: самый дешевый традиционный вариант при использовании авто с современным дизельным двигателем (и без необходимости затрат на установку ГБО!).
Недостатки: более старые авто могут иметь не такой экономичный двигатель, тогда как разница с бензином в цене за литр уже почти чисто символична.
Гибрид (HEV)
Перейдем к более экзотическим вариантам, а именно — к гибридным авто. В смешанном режиме расход горючего составит примерно 4-6 л на 100 км. То есть, 29-47,1 л в одну сторону (58-94 л всего).
В случае с бензином это 218,16-327,24 грн на 100 км и от 3160 до 5120 грн. на все путешествие.
Преимущества: позволяет получить лучшее от двух миров — автономность ДВС и рациональное использование энергии как у электрокара (но без ограничения по зарядке).
Недостатки: не позволяет пользоваться преимуществами сверхдешевой зарядки от бытовой сети.
Электрокар
Теперь рассмотрим средний электрокар. Вероятно, расход энергии во время поездки в Карпаты будет составлять 20-25 кВт · ч на 100 км. Это 145-196,25 кВт · ч в одну сторону (290-392,5 кВт · ч на все путешествие). Однако цена киловатта сильно зависит от того, как именно вы заряжаетесь.
От бытовой розетки это по общему тарифу всего 4,32 грн за кВт · ч (т.е. от 1250 до 1695 грн за все путешествие). А с ночным тарифом — вдвое дешевле!
Если заряжаться на ЭЗС, в среднем цена кВт · ч составит 17,81 грн. В таком случае дорога в обе стороны обойдется вам уже от 5165 до 6990 грн, что сравнимо с бензиновым двигателем. Конечно, реальная сумма зависит от типа коннектора, скорости зарядки и конкретной локации.
Преимущества: если вы не спешите и готовы делать остановки с ночевкой, то непосредственно на зарядку расходы будут меньше стоимости семейного перекуса на заправке; а еще помните о рекуперации энергии на спусках.
Недостатки: конечно, на подъемах расход заряда может быть неожиданно выше (даже без кондиционера), а также следует внимательно планировать перемещение от одной ЭЗС к другой.
Где и как заряжаться электрокарам в Карпатах
Во время поездки в Карпаты на электрокаре можно рассчитывать на зарядные станции в Яремче, Буковели, Ворохте, Межгорье. Если ехать дальше, есть где зарядиться в Рахове, Мукачево и даже в Ужгороде.
Однако, следует помнить, что в зависимости от конкретного маршрута могут попадаться большие отрезки пути совсем без зарядных станций. В то время как от розетки хоть и дешевле, но очень медленно (вероятно, у вас уйдет целая ночь на полную зарядку).
Тип двигателя | Стоимость 100 км, грн | Затраты на всю поездку, грн |
Бензиновый | 436-545 | 6300-8600 |
Бензиновый з ГБО | 312-416 | 4315-6530 |
Дизельный | 315-420 | 4515-6594 |
Гибридный | 218-327 | 3160-5120 |
Электро (от розетки) | 86-108 | 1250-1695 |
Электро (на ЭЗС) | 356-445 | 5165-6990 |
Теоретически, сэкономить во время поездки в Карпаты легче всего будет владельцам электрокаров. С другой стороны, бензиновые и дизельные авто (как и с ГБО) избавят вас от потребности в слишком сложном планировании маршрута. Помните, что у вас всегда остается возможность сэкономить на топливе другими способами. К примеру, накопив бонусы или за счет какой-либо акции.
Чтобы точно не пропустить интересные предложения от Polis.ua — подписывайтесь на наш Telegram-канал!