Производство и массовое распространение электромобилей позволило всему миру сделать шаг навстречу экологичному будущему и осознанному потреблению ресурсов. С целью стимулирования населения к сохранению окружающей среды власти ряда европейских стран уже давно на законодательном уровне предусмотрели различные «плюшки» и бонусы от использования электрокаров.
Европа массово переходит на «зелёные» авто: чем обусловлена такая популярность электромобилей?
Скандинавские страны смело можно назвать передовиками внедрения инноваций. Внушительный удельный вес электрокаров в общем объеме продаж автомобилей обусловлен системой льгот и бонусов, предоставляемых автовладельцам государством.
Норвегия – безоговорочный лидер в этом вопросе. Доля электрокаров там составляет 24% от общего числа авто. А всё потому, что правительство дает норвежцам такие бонусы:
- отсутствие НДС и налога на продажу и импорт;
- освобождение от дорожного и регистрационного сбора;
- бесплатная парковка, подзарядка;
- пользование автобусными транспортными полосами;
- скидка 50% на переправу на пароме.
Благодаря вышеперечисленным льготам владелец электрокара может экономить до 8 тыс. долларов в год.
Дания недалеко ушла от северного соседа. Страна считается настоящим оазисом для содержания электрокара: количество зарядных станций здесь свыше 3000, в том числе в Копенгагене – 600. Это притом, что расстояние между городами в Дании не превышает 250 км. Но не одними станциями едиными: водители платят минимальный налог на транспорт и получают дотацию в размере 670 евро на парковку за год.
Правительство Швеции, хоть пока и не может обеспечить оптимальное количество зарядок по стране, предлагает владельцам электромобилей следующие бонусы:
- субсидия 6 тыс евро на покупку нового электрического ТС;
- льготная система налогов «бонус-малус», когда собственники авто с ДВС платят за «зелёных»;
- бесплатная парковка;
- доступ к транспортным полосам для автобусов.
Система денежного стимулирования развита и во Франции, где государство выплачивает определенную сумму на покупку электрокара.
В Германии покупателям экологичных авто дается скидка в 3-4 тыс евро, а само ТС освобождается от ряда налогов.
Рынок электрокаров в Украине: как быстро мы сможем перенять опыт Европы?
Количество электрических автомобилей в Украине неуклонно растет. В доказательство приведем статистику за I квартал 2021 года: растаможено и зарегистрировано около 1700 электрокаров. В топ-3 входят Nissan Leaf, Chevrolet Bolt и Tesla Model 3.
Целью национальной транспортной стратегии является увеличение доли электрокаров до 75% к 2030 году. Для её реализации необходимо совершенствовать соответствующую инфраструктуру: создать отдельные парковочные места, установить зарядные станции, освободить экоавто от НДС.
Какие меры предпринимает правительство для активизации продаж электромобилей?
Во-первых, были разработаны зеленые дорожные знаки и государственные номера. Во-вторых, проект «О стимулировании развития электротранспорта в Украине» постепенно вступает в силу и предполагает:
- скидку по налогам на покупку электротранспорта;
- освобождение от акциза при импорте электрокаров;
- освобождение от НДС при импорте комплектующих для изготовления электрокаров;
- освобождение от пенсионных сборов в размере 3-5% стоимости авто при первичной регистрации;
- наличие на платных парковках 5% мест со станциями для подзарядки электрокаров.
Важно! Налоговые «каникулы» – временное мероприятие, которое планируется приостановить в 2029 году.
Законопроект предусматривает для предприятий, добывающих литий и изготавливающих литий-ионные батареи для экоавто, производящих зарядные станции освобождение от налога на прибыль (до 2033 года).
Перспективы развития рынка электромобилей в Украине
Одна из главных задач украинского правительства – создать благоприятные условия для производства электрического транспорта. И на этом поприще уже есть успехи: завод «Южмаш» и компания из Южной Кореи «Caris» подписали договор на изготовление 5000 электробусов до 2023 года и еще 7800 зарядных устройств. Это позволит удешевить стоимость электрокаров, упростить их эксплуатацию и мотивировать население Украины на переход к экологичному транспорту.